Таро Sola Busca.
В «Энциклопедии Таро» Стюарт Каплан пишет: «В книге «Ранние итальянские гравюры» (1938) А. М. Хинд писал о полной колоде карт тароччи позднего пятнадцатого века. Карты принадлежали миланской семье Сола Буска, но сейчас увидеть их только на фотографиях, переданных Сола Британскому Музею через Хинда, и в книге Хинда, иллюстрирующей колоду. Хинд получил счастливую возможность изучить оригиналы карт в 1934 году. К сожалению, семья Сола БУска и их карты исчезли.
«Различные музеи владеют несколькими картами из одной серии металлических пластин с гравировкой, включая Albertina Collection во Вьенне, которой принадлежат 23 из карт Сола Буска…». В отличие от образцов семьи Сола Буска, эти карты не раскрашены. Туда входят все старшие арканы, кроме первого и последнего МАТО (MATO) и НАВУХОДОНОСОР (NABUCHODENASOR). «Сравнение с сохранившимися нераскрашенными картами в Альбертина Коллекшн показывает, что художник добавил некоторые детали к оригинальной гравировке. Инициалы на тузах – “S.M.», возможно, принадлежат раскрасчику». (Kaplan II:297). Хинд предположил, что M.S. может означать Маттиа Серати да Косандола – фераррийского художника-иллстратора, жившего в конце 15 века.
Возраст колоды определяется на основе надписей, имеющихся только на раскрашенных образцах, в которых дата исчисляется от основания Венеции. Но есть две возможных даты этого события – альтернативное время создания колоды 1523 г. Надпись SENATUS VENETUS на карте IIII подразумевает венецианское происхождение, и ANNO AB URBE CONDITA MLXX на карте XIIII подразумевает дату в 1070 лет со дня основания (A.U.C.).
Очевидно, что Сола Буска была создана художником из Феррары с использованием классических и библейских характеров. В колоде почти стандартный набор козырей и обычных карт, но они изображают отдельные сцены. На козырях и придворных картах есть имена, более или менее идентифицирующие фигуры. Кроме исторических личностей на картах также ихображены боги. Пажи не имеют имён – они есть только у Королей, Королев и Рыцарей, словно имена были заимствованы из 52-хкарточной колоды. Либо это может иметь отношение к придворным картам из французской колоды 1480 г.
Придворные карты колоды Сола Буска
Масть Король Королева Рыцарьь
Мечи Alexandro M Olinpia Amone
Посохи L Evio Plauto R Palas Apolino
Кубки Lucio Cecilio R Polisena Natanabo
Монеты R Filipo Elena Sarafino
Толкование карт можно назвать в лучшем случае ненадёжным. Возьмём для примера масть мечей. Alexandro M(agnus), вероятно – Александр Великий, а Olinpia – это Олимпия, его мать. (Интересно, что её считали «злой, интриганкой, ведьмой-убийцей», властной и надменной женщиной, что приблизительно соответствует некоторым предсказательным значениям Королевы мечей). Amone может быть Аймоном де Варенне, автором Florimont, поемы 12 века, рассказывающей о вымышленном деде Александра. Нет ясной причины для этой идентификации Короля, Королевы и Рыцаря мечей, но, должно быть, это присвоение имён имело значение, по крайней мере для того, кто сделал эти карты. Сочетание писателя Аймона с предшествующими двумя лицами кажется странным; однако, такое смешение также может быть отражено и в козырях.
R(ex) Filipo может представлять царя Македонии Филиппа V (238 – 179 до н.э.). Lucio Cecilio R может представлять Люция Цецилия Метелла Делматикуса, консула в 122 и 119, или Люция Цецилия Метелла Диадематуса, претора в 120, консула в 117, цензора в 115; или Люция Цецилия Метелла, консула в 68, квестора в 52, трибуна в 49. Невозможно точно это установить без определённой дополнительной информации, которую можно получить, рассмотрев взаимоотношения в группах.
Написание также являетсяпроблемой. Лицо, называемое, например Amone, в других источниках может называться Aymon, Aimon, Hamon, Aimo и т.д. За прошедшие с времени Александра и до создания Таро Sola Busca 20 веков, могло более чем несколько человек с таким именем, как-то связанных с Александром. Если рассматривать только период Поздней республики, многие из имён в козырях Sola Busca представляют людей, занимавших высшие должности в правительстве, а они были, в основном, членами нескольких семей. Такая «свобода» идентификации делает расшифровку имён Sola Busca невыполнимой задачей, если не найти связующее звено между элементами, такой, как, например, связь между Александром и Олимпией.
По колоде Sola Busca была написана книга – автор София Ди Винченцо, предисловие Джордано Берти. К сожалению, в книге есть лишь весьма смутное понимание рисунков и очень мало материала по идентификации фигур на картах.
Теа Прентис (Tea Prentice) создала гораздо более полезный Веб-сайт. Там предлагаются варианты идентификации персонажей и некоторые мысли по поводу их взаимосвязей. Многие комментарии, приведённые ниже, о том, кто может быть представлен на картах основаны на этих предположениях. Она сосредотачивается на фигурах, относящихся к Римской Республике, особенно к её позднему периоду, и этот путь может вести к адекватному толкованию козырей. Её страница введения заканчивается следующими словами: «Я согласна с Берти (автором предисловия к книге о колоде), когда он называет Sola Busca «образовательной игрой, представляющей значительные эпизоды древней истории, в частности, республиканского Рима»», поэтому интерпертация, приведённая ниже является, в общем, объединением их взглядов. Однако, конечно, они не ответственны за некоторые домыслы, здесь приведённые.
перевод le_mare